Один из наиболее ранних церковно-юридических сборников Византии, объединивший церковные каноны и имп. законодательство о Церкви (см. «Номоканон XIV титулов», разд. «Происхождение»). Составлен неизвестным лицом в кон. VI в. на основе юридических сборников патриарха Иоанна III Схоластика: церковно-канонического «Сборника 50 титулов» (Synagoge L titulorum) и фрагментов светского (юстиниановского) законодательства о Церкви в составе «Сборника 87 глав» (Collectio LXXXVII capitulorum) (Бенешевич. 1914; Τρωϊάνος. 1999. Σ. 143; Суворов. 2004. С. 138). Полный текст церковных канонов, приведенный в «Сборнике 50 титулов», был опущен (оставлены лишь указания на них); тексты светского права из «Сборника 87 глав» выписаны полностью. При составлении «Н. 50 т.» были также использованы Кодекс Юстиниана, «Дигесты» Юстиниана (на основе перифраз соответственно антецессоров Дорофея и Исидора) и «Эпитома» Афанасия Эмесского. Те места из «Сборника 87 глав», к-рые автор-составитель не смог поместить ни в одну из 50 рубрик, были помещены в приложение к «Н. 50 т.». К. Э. Цахарие фон Лингенталь предположил, что местом составления памятника была Антиохия (Zachariä von Lingenthal. 1973. S. 621-622).
«Н. 50 т.» переписывался на протяжении всей истории Византии и претерпел ряд переработок - в частности, в ряде рукописей XIV в. простые ссылки на каноны заменены полным текстом последних (Ibid. S. 622). Между 787 и 861 гг. «Н. 50 т.» был использован при составлении 2-й (систематической) редакции «Номоканона XIV титулов» (Бенешевич. 1905. С. 301-307). Научное издание «Н. 50 т.» отсутствует. На слав. язык «Н. 50 т.» (в отличие от «Сборника 50 титулов» Иоанна Схоластика) не переводился.